Динамика
Дина́мика в музыке — совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания.
Обозначения:
Громкость (относительная)
Два базовых обозначения громкости в музыке:
(фо́рте, итал. forte) — громко,
(пиа́но, итал. piano) — тихо.
Умеренные степени громкости обозначаются следующим образом:
(меццо-форте, итал. mezzo-forte) — умеренно громко,
(меццо-пиано, итал. mezzo-piano) — умеренно тихо.
Кроме знаков f и p, есть также
(форти́ссимо, итал. fortissimo) — очень громко,
(пиани́ссимо, итал. pianissimo) — очень тихо.
Для указания ещё более крайних степеней громкости и тишины используются дополнительные буквы f и p. Так, довольно часто в музыкальной литературе встречаются обозначения fff и ppp. У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо» или «три форте» и «три пиано».
В редких случаях при помощи дополнительных f и p указываются ещё более крайние степени силы звука. Так, П. И. Чайковский в своей Шестой симфонии использовал pppppp и ffff, а Д. Д. Шостакович в Четвёртой симфонии — fffff. Уникальный случай представляет собой Шестая соната для фортепиано Галины Уствольской. Композитор использовала обозначение ffffff(шесть форте), а также маркировку Espressivissimo («экспрессивнейше»).
Обозначения динамики носят относительный, а не абсолютный характер. Например, mp указывает не на точный уровень громкости, а на то, что играть этот отрывок следует несколько громче, чем p, и несколько тише, чем mf.
Обозначения:
Громкость (относительная)
Два базовых обозначения громкости в музыке:


Умеренные степени громкости обозначаются следующим образом:


Кроме знаков f и p, есть также


Для указания ещё более крайних степеней громкости и тишины используются дополнительные буквы f и p. Так, довольно часто в музыкальной литературе встречаются обозначения fff и ppp. У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо» или «три форте» и «три пиано».
В редких случаях при помощи дополнительных f и p указываются ещё более крайние степени силы звука. Так, П. И. Чайковский в своей Шестой симфонии использовал pppppp и ffff, а Д. Д. Шостакович в Четвёртой симфонии — fffff. Уникальный случай представляет собой Шестая соната для фортепиано Галины Уствольской. Композитор использовала обозначение ffffff(шесть форте), а также маркировку Espressivissimo («экспрессивнейше»).
Обозначения динамики носят относительный, а не абсолютный характер. Например, mp указывает не на точный уровень громкости, а на то, что играть этот отрывок следует несколько громче, чем p, и несколько тише, чем mf.