Шансон
Школа вокала «Voca-Beat» рассказывает Вам о музыкальном жанре Chanson.

Словом «шансон» в России принято называть много разных жанров музыки, как песни французской эстрады конца девятнадцатого века в стиле кабаре, так и полифонические вокальные произведения XV—XVI вв. Однако во Франции, где зародился стиль, слово «шансон» означает «песня», и в значениях, к которым мы привыкли, не употребляется.

Особенно популярен жанр стал в конце XIX в. — первой половине XX в. Тогда его исполняли в кафе и кабаре. Постепенно мелодии приобрели популярность и стали эстрадной музыкой.
В шансоне два главных направления, которые популярны до сих пор, сформировались в середине XX века.

Вторым направлением является «новый шансон». Они так же внимательно относятся к тексту песни, но используют в музыке различные новшества, предлагаемые другими жанрами. В произведениях нового шансона можно услышать этнические нотки, включая латиноамериканские, приёмы, характерные для рока или электронной музыки. Исполнители нового шансона – это более молодое поколение французской эстрады: Оливия Руиз, Керен Анн, Бенжамен Бьеле, его сестра Корали Клемен, Лара Фабиан.
Близким к шансону жанром можно считать французскую эстрадную песню. Её исполнителей французы называют chanteur. Их не относят к жанру шансон, так как к поэзии этих песен обычно относятся гораздо менее требовательно.

В русской музыке так же есть направление, которое называют «русский шансон». К нему относят множество различных жанров музыки: городской романс, бардовская и блатная песни, эмигрантские, русские народные, военные и некоторые эстрадные песни. В девяностые годы понятием «шансон» стали обозначать блатную и дворовую песню, которые в этот период стали популярны. Термин стал популярен благодаря радиостанции под названием «Шансон». Позже слово стали применять и для музыки более ранних периодов, и термин получился всеобъемлющим: к русским шансонье относят таких непохожих друг на друга авторов как Пётр Лещенко, Аркадий Северный, Михаил Шуфутинский, Марк Бернес и Клавдия Шульженко. Отсюда и взялось такое неоднозначное и нередко предвзятое отношение к шансону.
Пионерами русского шансона принято считать таких вокалистов как: Ю.Убейко, С.Сарматов, ансамбль В. Гартевельда, квартет «Сибирских бродяг» Т.Строганова и А.Гирняка, М. Ямпольский, Я. Ядов, А. Баянова, Л. Утесов.

Источники:
www.chanson.org.ru
