Ваше имя:

Ваш контактный номер:

Музыкальное
     образование?
Занимались вокалом?

Психодрама

психодрама voca-beat
В фильме В. Аллена «Римские приключения» есть замечательный персонаж – гробовщик, великолепно поющий оперные арии в дУше. Но, оказавшись на прослушивании на сцене театра, он… да-да, извлекает какие-то жуткие звуки, сопровождающиеся нелепой и мучительной гримасой на лице. Знакомая картинка? В фильме нашего певца ждет триумф на сцене оперного театра, на которой он выступит, стоя в душевой кабинке и обливаясь водой. В жизни взять с собой «душевую кабинку», чтобы голос звучал прекрасно и естественно в любое время и любых ситуациях, казалось бы, невозможно, или нет?

Многие трудности на пути к свободному и естественному голосу, к пению и к творческому самовыражению в целом лежат в психологической сфере. Это могут быть различные телесные блоки и зажимы, страх публичных выступлений, страх совершить ошибку, внутренние запреты на выражение себя, слишком высокий уровень стресса в процессе пения и т.д.  Значительная часть этих проблем, как многие из вас знают или слышали, родом из детства. Маленький человек познает окружающий мир и впитывает все его послания, так как еще не обладает критическим мышлением и защитными механизмами. А среди посланий могут оказаться и, например, такие:
— «не шуми, не кричи, будь по-тише»,
— «а тебе права голоса пока никто не давал»,
— «не высовывайся – выскочкой быть некрасиво»,
— «что ты тут развыступался»,
— «у тебя ничего не получится» и т.п.

Ребенок следует этим директивам, так как исходят они от самых значимых для него взрослых – родителей и др. близких, от которых в прямом и переносном смысле зависят его жизнь и благополучие. Способы поведения, в наибольшей степени удовлетворяющие предъявленным требованиям, фиксируются в психике как наилучшие решения, и в последствии воспроизводятся на уровне автоматизма и не осознаются. Проблемой это становится для взрослого, так как в ситуациях, запускающих «наилучшее детское решение», действия и эмоции повторяют детскую модель, по сути, лишая человека свободного выбора.

Например, маленького человека слишком часто против его воли ставили на табуретку посреди комнаты спеть песенку гостям, почитать стишок и т.п., при этом отказаться, выразить каким-либо образом несогласие ребенок не мог, иначе бы стал «плохим», что для него невыносимо. Во взрослой жизни, оказавшись на «табуретке»  (сцене, трибуне и т.д.), человек вновь и вновь переживает тоже ощущение насилия над собой, так что внутри все сжимается и протестует. Такой человек может активно избегать публичных выступлений, даже не отдавая себе в этом отчет. Если же выступление неотвратимо, может неожиданно пропасть голос, забыться текст, одеревенеть тело, в худшем случае приключиться какое-либо ЧП или болезнь, которые «спасут» от выступления.

Или, например, от ребенка постоянно ожидали и требовали быть лучшим, учиться только на пятерки, быть первым в различных соревнованиях, а если этого не происходило, наказывали, стыдили, отвергали. И тогда может сформироваться страх ошибки, любой неудачи, запускающей родительские послания: «Как ты можешь так расстраивать маму», «Мой ребенок не может быть таким неудачником/недотепой/дураком, а, значит, ты не мой ребенок», «Как тебе не стыдно, так плохо учиться/делать что-либо» и т. д. И негативные эмоции вновь и вновь сковывают и лишают свободы реакций и действий.

И таких сценариев великое множество. Из любви к родителям и другим значимым людям ребенок научается соответствовать предъявляемым требованиям, вытесняя в «тень» не одобряемые качества и эмоции, среди которых могут оказаться и настоящие сокровища. В результате человек может не иметь доступа к свободе творческого проявления, предъявления себя настоящего миру, а психика будет тратить колоссальную энергию, отвлекая ее от жизни здесь и сейчас, на удержание «тени» в не проявленном состоянии. А наружу будут прорываться отголоски происходящего внутри: непрошеные слезы, а может страх или гнев при прослушивании каких-либо произведений, напряжения в теле, мешающие исполнению.

Все это «наследство» можно сравнить с вредоносными компьютерными программами, запечатленными в психике и запускающимися и во взрослом возрасте, в нашем случае при пении – самовыражении себя через голос. В результате голос не слушается, звучит не так, как хотелось бы, появляется излишнее напряжение и тревога. И  разобраться с этими трудностями и сократить путь к своему голосу могут помочь психологические тренинги, групповые или индивидуальные.

психодрама voca-beat
На тренинге мы будем:
  • исследовать «вредоносные программы» в нашей психике и запускающие их механизмы, мешающие проявлению истинного голоса
  • формировать вместо них новые способы реакции и поведения, позволяющие спонтанно и креативно использовать голос


  • учиться справляться со стрессом при помощи упражнений телесно-ориентированных психологических методик
  • искать внутренние психологические ресурсы, питающие красоту и силу голоса
  • коммуницировать с другими посредством голоса и музыкального произведения,
  • генерировать цели и идеи, связанные с новыми возможностями Вашего голоса и многое другое.


Основной метод, который используется на занятиях, — психодрама. Психодрама, как ее разрабатывал ее основоположник врач-психиатр, философ, теолог Дж. Л. Морено, берет своё историческое начало в Вене в 1908-1925 годах, и в настоящее время относится к классическим психотерапевтическим методам.

Что такое психодрама и как она работает

Психодрама — метод терапии, в ходе которой клиент (протагонист) с помощью ведущего и группы воспроизводит в драмати­ческом действии значимые события, свои представления о неизведанном, пугающем, ожидаемом, сны, метафоры и мифы своей жизни, разыг­рывая сцены, имеющие отношение к его проблеме. Эти сцены вместо того, чтобы рассказывать о них, разыгрываются, как если бы они происходили в данный момент, что придает им яркую эмоциональную окраску и релевантность, дает возможность переделать, изменить свою жизнь здесь и сейчас. При этом «драматическое» понимается в психодраме не как театральность, а скорее как ролевая гибкость, как воплощение идеи о том, что человек может пересматривать и переделывать события своей жизни, как если бы они были элементами его жизненного сценария, а он — драматургом.

Конечно, мы не можем изменить события прошлого, но можем изменить свое к ним отношение, так называемую «эмоциональную память». Каждый человек, проживая какие-либо объективные события, воспринимает их субъективно, формируя свою психологическую правду. Один эпизод, одна ситуация, которая в реальном времени нашей жизни может длиться днями, оставляет в нашей внутренней психологической реальности улыбку или легкое, едва уловимое ощущение радости, а может быть занозу боли и невыплаканные слезы. Эта внутренняя реальность есть то, что остаётся от внешней реальности, то, что человек  хранит  в своей душе.

А физиологически это означает, что в отделах головного мозга, отвечающих за память, формируются устойчивые нейронные связи, хранящие отпечаток события и связанных с ним эмоций и реакций. Все последующие события, который мозг классифицирует как подобные по какому-либо признаку, запускают всю цепочку связей и актуализируют старые эмоции. В процессе психологической работы нейронные связи изменяются, и событие, вызывавшее боль, страх, другие негативные эмоции, становится менее аффективно заряженным и перестает влиять на текущую жизнь.

Психодраматическое действие структурируется таким образом, чтобы способствовать прояснению и конкретизации проблемы, достижению в ходе работы реор­ганизации старых установок, негативных картин воспоминаний, неэффективных способов действия и реализации соответствующих изменений поведения. Ис­следуются новые роли, альтернативные эмоциональные и поведенческие стили, осуществляется поиск и апробирование более конструктивных моделей решения про­блеем, расширяются индивидуальные границы возможного, а фантазийные элементы позволяют прожить в психодраматическом пространстве несбывшиеся мечты и надежды, извлечь из них  ресурсы и энергию и примирить их с реальностью.

В отличие от других психологических методов психодрама динамична и наглядна, не требует от клиента многочасовых аналитических рассуждений, «лежа на кушетке», задействует сразу все сферы жизнедеятельности человека: интеллектуальную, эмоциональную, поведенческую, что позволяет максимально эффективно прорабатывать выявленные проблемы и интегрировать решения в жизнь.

Таким образом психодрама —  метод, «раскрывающий внутренний мир наружу»: мы  будем разыгрывать по ролям внутренние и внешние процессы и события, мешающие голосу, и искать новые способы действия. Это позволит увидеть происходящее под новым углом и изменить субъективное отражение негативных факторов, вызывающих трудности при пении. При этом в психике появляется пространство для творческого свободного самовыражения, и не только при работе с голосом. Помимо пользы психотерапевтического процесса, психодрама может приносить настоящее удовольствие, ведь каждый раз действие уникально, как уникален каждый человек, и создается здесь и сейчас. А дополнительным бонусом для участников при групповом формате является возможность побывать в очень разных ролях и расширить свой эмоциональный, вокальный, да и жизненный репертуар.

Борьба со стрессом

Также для превентивной работы со стрессами мы будем использовать техники и упражнения кинесиологии – телесно-ориентированного метода по работе со стрессом, разработанного Д. Деннисоном.

Мозг человека условно можно разделить на 3 отдела:
  • R-комплекс или «мозг рептилии» — отвечает за функции выживания организма, регулирует работу внутренних органов, содержит базовые рефлекторные программы
  • лимбическая система — обрабатывает все сигналы внешнего мира и порождает эмоциональный отклик, а также отвечает за память
  • лобные доли – отвечают за произвольность, т. е. за осознанные реакции, действия.


В состоянии стресса наш организм действует как любое другое живое существо, направляя все силы и ресурсы в порядке приоритета сначала на функции, обеспечивающие  выживание, и только потом на высшие, человеческие – осмысление, рациональность и т.п.  То есть нервные импульсы с трудом доходят до лобных долей, тем самым ограничивается наша функциональность. Этот эффект можно нейтрализовать простыми для освоения кинесиологическими упражнениями, которые посредством тела активизируют и интегрируют все отделы мозга, что позволяет улучшить свое состояние, почувствовать уверенность и прилив сил, ясно выделить и расставить приоритеты и настроиться на выполнение дел.

Групповой психологический тренинг включает шеринги, тематические разогревы и упражнения в т.ч. с использованием техник психодрамы, телесно-ориентированной и арт-терапии и индивидуальные работы по запросам участников группы в условиях безопасности, доброжелательности и поддержки.

Индивидуальные консультации для Вас, если по каким-то причинам групповой формат Вам не подходит, или хочется углубиться в личную тематику, а, может, совместить оба формата, ведь это не только может повысить эффективность работы, но и дает совершенно разный опыт.

В результате групповой и/или индивидуальной психологической работы Вы:
  • совершите увлекательное путешествие в мир собственного «Я» и поближе познакомитесь с его частями, символизирующими Ваш голос, различные творческие способности, и ту часть, которая может свободно предъявлять их миру,
  • научитесь самостоятельно получать доступ к скрытым психологическим ресурсам и задействовать их в пении,
  • сможете понять психологические механизмы, лежащие в основе ваших трудностей при пении и выступлениях,
  • освоите новые способы реакции и поведения, являющиеся спонтанными и адекватными текущей ситуации, а не результатом ранних «вредоносных программ»,
  • научитесь предупреждать и снимать стрессовые проявления,
  • получите психологическую поддержку, которой иногда так не хватает в жизни для преодоления возникших трудностей.


Ведущая: Ольга Митягина – практический психолог, психодраматерапевт, участник обучающей программы по кинесиологии, автор и ведущая групповых психологических тренингов.

Занятия проходят в нашем филиале на м. Чеховская

Мы знаем, о чем Вы мечтаете. Мы действительно осуществим Вашу мечту смело свободно и красиво петь!

Ольга Митягина (арт-терапевт, психолог)

 

О себе

Психология — моя вторая специальность, которая стала не просто работой, а чем-то большим, приносящим радость, удовлетворение и смысл. А еще в психологии много творчества и сотворчества: между клиентом или группой и психологом создается особое пространство, в котором мы вместе исследуем различные трудности, ищем пути решения и ресурсы, примеряем новые образы действий. Мой любимый метод — психодрама, который дает не только возможность прожить все «здесь и сейчас», но и активно задействует творческие ресурсы и спонтанность, которые лежат в основе психологического здоровья личности по Я. Л. Морено — создателю психодрамы.


Узнать подробнее

Оставить комментарий

Вход
У Вас нету Adobe Flash Player