ТЕМП

Автор Voca-Beat. Опубликовали в

Темп — мера времени в музыке.

Краткая характеристика:

По отношению к классико-романтическому периоду истории (середина XVIII в. — начало XX вв.) темп всегда трактуется в связке с метром, например, как скорость исполнения музыки, определяемая числом метрических долей в единице времени. При этом проблема темпа существует даже в той музыке (органумы Перотина, рондо Дюфаи, мадригалы Монтеверди и сотни других примеров в модальной и мензуральной нотации), по отношению к которой говорить о «метрике» не принято.

Начиная с XVII века композиторы всё более последовательно снабжают свою музыку клишированными «темповыми» инструкциями («быстро», «медленно», «умеренно» и т.д.), которые являются скорее указанием на этос (характер) музыки, чем сколько-нибудь однозначными предписаниями скорости. Несмотря на композиторские уточнения, вопрос о «правильном» темпе того или иного музыкального произведения (или его части) по сей день остаётся излюбленным предметом обсуждения исполнителей, слушателей и критики. Особенную остроту он приобретает в том случае, когда темповые инструкции композитора отсутствуют (как это часто бывает в музыке барокко, например, у Баха), либо они есть, но сделаны намеренно неточно и реферируют не «число долей», а этос.

Хотя точное измерение скорости музыки (количество ударов в единице времени) вполне возможно с помощью метронома, в «живой» музыке (то есть не электронно-механической, где количество долей в единице времени устанавливается однозначно, например, на ритм-компьютере) темп, как правило, строго не выдерживается. Исполнитель замедляет (rallentando), ускоряет (accelerando) или играет/поёт намеренно неровно (знаменитое rubato романтиков) по своему усмотрению, в зависимости от индивидуального ощущения. Имея в виду такое «ощущение», исследователи определяют темп как «совокупность всех факторов музыкального опуса — обобщённое восприятие [мелодического] тематизма, ритмики, артикуляции, «дыхания», гармонических последовательностей (harmonic progressions), тонального движения (tonal movement), контрапункта <...> темп есть приведение этого сложного гештальта к скорости per se, скорости, которая, объединяя различные элементы музыки, даёт им возможность развернуться с надлежащим чувством» (Д. Эпштейн).
Вход
У Вас нету Adobe Flash Player